|
Часть 1
Часть 2
К боголюбивому читателю
«Ты испытал меня, Боже, и знаешь...» - так начинается стихотворение
иеромонаха Василия (Рослякова), написанное им в то время, когда он
еще был студентом МГУ.
Эти слова очень точно отражают его монашеский путь. Ведая все,
Бог испытал его и, испытав, избрал: Я... знаю Моих, - говорит Господь,
- и Мои знают Меня (Ин. 10,14). Отец Василий знал и любил Бога, любил
всем сердцем, всею душою своею, и любовь его была истинной, жертвенной.
В дневнике он записал слова священномученика Игнатия Богоносца: «Пшеница
Божия есмь, зубами зверей сломлен буду, яко да чист хлеб Богу обрящуся».
Подобно пшенице Божией, отец Василий через мученическую кончину воистину
стал чистым хлебом благословенной житницы Господней. От руки сатаниста
он вместе с двумя иноками, Ферапонтом и Трофимом, в Пасхальное утро
1993 года принял смерть за Христа и Господь одел его в белые ризы
и сподобил вечного веселия райского со всеми святыми.
Мы сердечно благодарим всех тех, кто предоставил нам имевшиеся
у них материалы и дополнил наши воспоминания своими.
Сей малый труд далеко не полностью освещает жизненный путь убиенного
иеромонаха Василия. Он может послужить лишь малой лептой в серьезное
и глубокое жизнеописание убиенных Оптинских братьев, которое, без
сомнения, кем-либо еще будет написано.
Нижайше просим боголюбивого читателя покрыть христианской любовию
все случившиеся погрешности и недочеты.
Друзья и близкие иеромонаха Василия
В декабре я впервые увидел звезду
И впервые прислушался к ночи.
И теперь далее если о солнце пишу,
Она где-то среди моих строчек.
Детство и юность
Иеромонах Василий (в миру Игорь Иванович Росляков) родился в
Москве 10/23 декабря 1960 года. Отец его, Иван Федорович Росляков,
был человек военный. В годы Великой Отечественной войны он храбро
сражался на Северном флоте, а затем продолжил службу в правоохранительных
органах. Мать Игоря, Анна Михайловна, работала ткачихой на московской
фабрике.
Рождение сына в семье Росляковых было долгожданной радостью, так
как Ивану Федоровичу в то время исполнилось уже 43 года, а Анне Михайловне
- 40. Вскоре после рождения мальчика счастливые родители крестили
своего горячо любимого сына и нарекли его Игорем - в честь благоверного
Великого князя Игоря Черниговского.
Семья Росляковых жила в Москве, в небольшой квартире пятиэтажного
дома. Игорь рос очень добрым, смышленым и само стоятельным ребенком.
Перед началом учебы в школе мама дала ему вешалку, показала место
для школьного костюмчика и сказала: «Вот сюда, сынок, будешь вешать
свою одежду». И Игорь без всяких напоминаний вешал костюм на свое
место.
Учеба ему давалась легко. Память была просто великолепная. Он
внимательно слушал то, о чем говорилось на уроках, а на следующий
день без труда повторял сказанное и получал хорошие отметки. Примерно
с девяти лет Игорь начал серьезно заниматься плаванием. До этого он
очень боялся воды, но все же поборол страх, сам пошел и записался
в секцию по водному поло. Хотя телесное упражнение мало полезно, -
говорит апостол Павел, но Премудрость Божия устрояет так, что часто
малополезные навыки Всемилостивый Господь обращает ко спасению души.
Вот и Святитель Василий Великий еще в юности, до принятия крещения,
настолько увлечен был светскими науками, что часто даже забывал, сидя
за книгами, о необходимости принимать пищу. Но когда его любящая истину
душа познала Единого и Всемогущего Бога, то приобретенный навык послужил
к укреплению в монашеских подвигах. Так и Игорь, принимая участие
в соревнованиях, становился мужественным, смелым, решительным. Стремление
к победе порождало се- рьезность и целенаправленность. Все эти качества
постепенно возрастали и укреплялись в душе будущего монаха, чтобы
непостижимым Промыслом Божиим приготовить ее к подвигу и украсить
мученическим венцом.
В те годы богоборческая власть стремилась уничтожить Православие
и подменить его. Разрушались прекрасные храмы, а на их месте строились
клубы и кинотеатры. Детям внушали, что все верующие - темные, безграмотные,
душевнобольные люди. Всячески распространяя клевету и ложные представления
о Церкви Христовой, враг спасения рода человеческого сеял неверие
и бездуховность в сердцах русских людей.
Еще в молодости, обманутый на первый взгляд правдоподобными идеями
марксизма, отец Игоря Иван Федорович вступил в партию, но впоследствии,
столкнувшись с лицемерием, ложью и коварством этой хитросплетенной
веры в так называемое «светлое будущее», пошел в райком и сдал свой
партбилет. Там его долго уговаривали, убеждали и даже угрожали. «Подумайте
о сыне, - говорили ему, - ведь это может отразиться на его дальнейшей
судьбе». Но Иван Федорович твердо ответил: «Сын мой сам свою дорогу
найдет», - а двенадцатилетнему Игорю на его расспросы сказал: «Нельзя
мириться с обманом, сынок».
Не станем пересказывать все те трудности, с которыми пришлось
столкнуться Ивану Федоровичу, лишь отметим, что мужество, искренность,
простота, правдолюбие и сердечная доброта его, без сомнения, были
плодами того православного воспитания, которое он получил от благочестивых
родителей своих. При себе он всегда носил маленькую иконку Пресвятой
Богородицы, помнил наизусть молитву «Отче наш» и 90-й псалом «Живый
в помощи Вышня-го», который не раз спасал его на фронте от неминуемой
смерти.
Не станем скрывать от боголюбивого читателя того, что может принести
пользу душе, и не умолчим о том, что Игорь, проводя жизнь в безбожном
обществе, в детские и ранние юношеские годы не имел веры в Бога. Бывало
даже так, что наученный в школе безбожию, он отказывался от вкушения
крашеных яиц, которые по православному обычаю красила на праздник
Пасхи его милая мама, Анна Михайловна. Но как не тотчас обрел покаяние
мытарь и не сразу обратился ко Христу апостол Павел, так и юная душа
будущего мученика Христова не от утробы матери прияла непоколебимую
веру, хотя доброе зернышко ее Господь наш Иисус Христос незримо посеял
в сердце своего верного избранника еще от младенчества.
Иван Федорович редко отказывал любимому сыну в каких-либо просьбах.
Однажды Игорь попросил отца купить ему магнитофон. И вот как-то, придя
домой из школы, он увидел на своем столе небольшой магнитофон «Комета»
- подарок ко дню рождения. Но недолго звучала музыка в квартире Росляковых:
через месяц Игорь подарил магнитофон своему школьному другу, который
мечтал иметь его, но родители были не в состоянии выполнить это желание.
Юное сердце, исполненное любви и милосердия, пожелало поделиться радостью
со своим другом и легко оставило дорогую вещь ради любви к ближнему.
А когда Игорь очень захотел научиться играть на гитаре, родители не
стали возражать, поднакопили денег и купили хороший инструмент. Но
недолго звучала и гитара в доме Росляковых: поиграв немного, будущий
монах, не задумываясь, подарил и ее.
В ту пору вошли в моду джинсы. Игорю особенно нравились джинсы
с заклепками и металлическими застежками. Он стал просить родителей,
чтобы купили и ему такие. Но стоили они не дешево. Мама, удивляясь,
спрашивала: «Что же это за брюки, и почему они так дорого стоят? Пойдем,
сынок, я посмотрю. Если хорошие, то, так и быть, купим». Придя в магазин,
Анна Михайловна взглянула на прилавок и развела руками: «Вот так джинсы,
- с удивлением сказала она, - и за эти страшненькие серенькие брючки
платить такие большие деньги? Нет, сынок, обойдешься и без них». Безропотно
принял Игорь решение матери, и даже почти позабыл про свое желание,
но вскоре получил от нее разрешение купить «серенькие брючки» за границей,
ибо там они стоили намного дешевле. И вот, после очередной спортивной
поездки, он привез желанные джинсы. Надев голубую футболку, которая
так подходила по цвету к новым «брючкам», Игорь отправился в школу.
Но учительница сразу же отправила «модника» домой переодеваться в
школьный костюм.
Благодать Божия, незримо спасающая и подающая душам мир и радость
духовную, попускает человеку внешние скорби, и это необходимо, потому
что скорби не позволяют душе зачерстветь и охладеть. Они научают состраданию
и порождают смирение, без которого все теряет свой смысл. Благо мне,
яко смирил мя еси, — говорит пророк Давид. И нередко бывает, что человек,
не имевший веры в Бога, посредством смирения, через терпение скорбей,
обретает ее.
С раннего возраста интересовался Игорь различными «чудесами» науки.
У него была толстая тетрадка, в которую он записывал всякие открытия,
необычные случаи, странные катастрофы, - словом все, что было ему
интересно. Отчасти и это побудило его впоследствии по-ступить на факультет
журналистики Московского Государственного Университа.
По ночам Игорь любил сидеть в своей комнате за чаем — «по-купечески»,
как он говорил, и любоваться мерцанием звезд на ночном небе. Его открытая
душа трепетала, восхищаясь величием вселенной, не имеющей, как ему
казалось, ни начала, ни конца. Сердце внимало молчанию ночи, исполняясь
необычайным восторгом. В такие минуты Игорь брал в руки карандаш и
писал стихи. Так, наблюдая окружающий мир, ту премудрость, с которой
он сотворен, и поражаясь чудом творения Божия, Игорь понял, что у
каждой вещи есть творец. «Ибо если временное таково, то каково же
Вечное? И если видимое так прекрасно, то каково Невидимое? Если величие
неба превосходит меру человеческого разумения, то какой ум возможет
исследовать природу Присносу-щего?»* (Свт. Василий Великий. Беседы
на Шестоднев. М., 1845, ч. 1, стр.97. )
Но Кто же Он, сотворивший такое великолепие? Кто Он, установивший
порядок во вселенной? Кто Он, давший человеку закон духовный и совесть,
так мучительно жгущую за грехи?
Однажды утром Игорь услышал, что за окном духовой оркестр играет
траурный марш: кого-то хоронят. Он выглянул в окно и увидел людей,
несущих на руках гроб. За гробом шли близкие умершего. В чью-то семью
пришло горе. Игорь задумался о тайне жизни и смерти, о том, что ожидает
человека там, за гробом. Его пытливый ум не мог согласиться с идеей
о полном исчезновении человека, о которой он читал в школьных учебниках.
Когда Игорю шел 19-й год, внезапно умер отец. Смерть эта была
настолько неожиданной, что глубоко потрясла юную душу. Он сразу возмужал,
стал молчаливым и задумчивым. Вскоре после смерти отца Игорю приснился
страшный сон. Проснувшись в холодном поту, он включил свет в своей
комнате, разбудил мать, и потом долго не мог успокоиться. Но о том,
что именно приснилось ему в ту ночь, так никому и не рассказал.
Может быть, Господь известил его о муках, которые уготованы грешникам
после смерти, а может быть его еще неокрепшая душа увидела день своей
мученической кончины в то Пасхальное утро 1993 года.
Покажи мне, Владыка, кончину мою,
Приоткрой и число уготованных дней,
Может, я устрашусь оттого, что живу,
И никто не осилит боязни моей.
Приоткрой, и потом от меня отойди,
Чтобы в скорби земной возмужала душа,
Чтобы я укрепился на крестном пути
Прежде чем отойду, и не будет меня.
Как все не по-житейски быстро
Насело на громаду плеч...
Что ж, говорили - я плечистый,
Да и к чему себя беречь?
Путь к Богу
Игорь взрослел. И для него, как и для всякого приходящего в совершенный
возраст человека, мир открывался по-иному. Прошла беззаботная детская
мечтательность, а ее место заступила суровая действительность. Ненасытный
мир с его безбожным лукавством, алчностью и корыстью, который, по
слову Апостола, весь во зле лежит, все чаще открывал пред юношей свое
настоящее лицо. Мало-помалу, посредством различных скорбей и искушений,
дает Бог человеку познать, что жизнь наша есть пар, являющийся на
малое время, а потом исчезающий. И если человек проводил ее в наслаждениях
греховных, предаваясь беззаконию и нечистоте, то душа его исполнится
зловонной испарины и будет вечно пребывать в смраде своих страстей,
жегомая мучительным огнем. Напротив же, душа праведная, как благоухание
кадильного дыма, приносимого в жертву Единому Всемогущему Богу, обрящет
вечную радость и веселие райское.
По окончании школы Игорь выступал на соревнованиях за команду
автозавода. Позже, поступив на факультет журналистики, стал играть
за университетскую команду. Учась в университете, Игорь очень скоро
понял, что журналистом работать не сможет: писать лживые статьи он
не хотел, а бороться в одиночку с закостенелой неправдой не видел
смысла. Единственным утешением для души в то время по-прежнему оставалось
ночное созерцание таинственных звезд, которое сопровождалось рождением
новых стихов-размышлений.
Бывало так, что ранней весной Игорь открывал окно и с наслаждением
вдыхал свежую ночную прохладу. Последний весенний снег искрящимися
снежинками падал на пол, и на подоконнике вырастали тонкие хрустальные
сосульки. Удивительное небесное мерцание вызывало чувство умиротворения,
и на душе становилось легко и спокойно. Воистину говорит пророк: Небеса
поведают славу Божию. И для этого не нужно ни знание языков, потому
как у неба один язык, известный каждой душе, ни музыкальной грамоты,
так как песня небес звучит в каждом сердце стройной, незабываемой
мелодией. И как тот, кто слышал прекрасное пение, дарующее душе неописуемую
радость, вряд ли стал бы поносить певца, а наоборот, испытывал бы
к нему добрые чувства, так и истинная любовь к творению незримо переходит
на Творца.
Всякое время года имеет свою красоту. Но Игорю все же ближе
была осенняя пора. Она напоминала о том, что у каждой вещи есть не
только начало, но и конец, и все подлежит тлению, кроме души. Он уже
начинал понимать, что тело христианина, подобно осеннему древу, на
время умирает, чтобы воскреснуть райской весной для вечного лета.
Иногда вечерами Игорь гулял по осеннему Кузьминскому парку, вороша
листву, наслаждаясь красотой осенней природы и размышляя над ее тайнами
и загадками. В такие вечера он приходил домой особенно задумчивым.
Заботливая мама, замечая его грусть, спрашивала: «Отчего ты сегодня
какой-то невеселый?» Но Игорь спешил уйти в свою комнату, стремясь
побыть наедине со своими раздумьями. Он снова садился у окна, брал
в руки карандаш и писал стихи. А когда становилось особенно грустно,
начинал благодарить и славить в рифму все благое. И - о, чудо! - от
этого на душе становилось светло и легко. «Печаль века сего имеет
человек оттого, что не благодарит Бога, - говорил он, будучи уже иеромонахом,
- апостол Павел призывает нас благодарить за все и радоваться, непрестанно
взывая ко Господу покаянным сердцем».
Особенно любил Игорь прославлять «Россию избяную» - древнюю Святую
Русь. О том, как дорога была ему Россия, свидетельствуют многие стихи,
написанные им в то время искренне и от чистого сердца. Иногда он уезжал
куда-нибудь в деревню и там, несмотря на плохую погоду, подолгу гулял
под дождем, а на вопрос, как он может столько времени проводить на
улице в такое ненастье, с улыбкой отвечал: «Это моя погодка!» И действительно,
это была «его погодка». Мокрые, опустевшие деревенские улицы, неповторимое
благоухание и шелест осенней листвы под дождем доставляли душе его
удивительное тихое чувство.
Однажды, будучи на соревнованиях в Голландии, Игорь познакомился
с молодой переводчицей - голландкой. Они стали переписываться. Вскоре
пришло время ехать на очередные соревнования в Канаду, но Игорь попал
в список «невыездных». Ему предъявили обвинение в «шпионской связи
с иностранными гражданами». Сильно переживал Игорь такую несправедливость,
но это событие оказало большое влияние на его дальнейшую жизнь. Казалось
бы, что тут хорошего? - Ложь и клевета. Но Премудрый Промысел Божий
искусно устрояет все ко спасению души. Преподаватель истории, прихожанка
одного из московских храмов, обратила внимание на то, что Игорь чем-то
расстроен. Она расспросила его и посоветовала обратиться к священнику.
И вот Игорь впервые переступил порог храма. А ведь часто так трудно
бывает сделать этот первый шаг! Но когда человек с Божией помощью
находит в себе силы прийти на первую исповедь, какое успокоение приобретает
его душа! И чему можно уподобить сей покой? Где найти слова, чтобы
описать его? Ибо где Бог - там и мир. Как умилительно бывает видеть
людей, только что обратившихся к вере! Это оттого, что великое множество
Ангелов пребывает в веселии о душе сей, и радость небесная, подобно
благодатному огню, нисходит в верующее сердце. Душа без устали благодарит
Бога и сладостно взывает: «Христос Воскресе!» и вся Церковь Небесная
восклицает: «Воистину Воскресе!» Воистину Воскресе Христос в душе,
проснувшейся от греховного сна и воскресшей для жизни вечной!
Возвращаясь домой из храма, Игорь летел, словно на крыльях. Ему
казалось, что служба незримо продолжается. Беспечные птицы, усевшись
на ветвях деревьев, допевают хвалительные стихиры. Зеленый парк, отличавшийся
всегдашним гостеприимством, тихо напевает Великое Славословие. А белокрылый
голубь, важно поднявшись на ступеньку, будто готовится произнести
просительную ектению.
Подобно тому, как человек в лютую стужу прячется под кров своего
теплого дома, так и душа, попав в беду, спешит под покров Божий. И
если хоть раз посетит он Церковь, этот величественный корабль, уверенно
идущий средь бури житейского моря, то уже не пожелает оставить испытанную
им радость присутствия Божия.
Вскоре Игорь познакомился с иеромонахом Рафаилом, служившим на
приходе в городе Порхове Псковской губернии, который, наставляя
будущего инока, оказал благотворное влияние на его дальнейший жизненный
путь. Игорь очень полюбил этого замечательного батюшку и всегда с
благодарностью вспоминал о нем. Через отца Рафаила Бог посеял в душе
будущего мученика семя любви, которое возросло и стало подобно древу,
насажденному при исхо-дищах вод, живительных вод Премудрости Бо-жией,
и взрастило плод, еже есть венец мученический, во время свое.
18 ноября 1988 года отец Рафаил погиб в автомобильной катастрофе,
в 60-ти километрах от Новгорода. Отпевание пришлось на его день Ангела
- Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. «С
момента получения известия о гибели [иеромонаха Рафаила]... до причащения
была невероятная душевная скорбь, - писал Игорь, - а после причастия
- спокойствие души, ощущение мира на сердце. Господь дает понять об
участи отца Рафаила. Он среди Ангельских чинов и непрестанно молится
о нас».
На следующий день после гибели отца Рафаила Игорь написал стихотворение:
Нашел бы я тяжелые слова
О жизни, о холодности могилы,
И речь моя была бы так горька,
Что не сказал бы я и половины.
Но хочется поплакать в тишине
И выйти в мир со светлыми глазами.
Кто молнией промчался по земле,
Тот светом облечен под небесами.
Благодать Божия все более и более укрепляла Игоря, указывая
ему спасительный путь скорбен. «Чем больше любовь - говорил он, -
тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание;
чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь,
тем святее жизнь».
И сердце воскрешается псалмами,
И городом владеет Царь Давид...
С улыбкою, поднявшись над домами,
Луна его от шума сторожит.
Знамение Креста
Однажды утром, перебирая ящик стола, Анна Михайловна вдруг обнаружила
крестик. Кре-щальный крестик ее сына. Знаменательно, что произошло
это в Крестопоклонную неделю Великого Поста, и что именно в тот день
на всенощном бдении был вынос креста. Игорь описал это событие в своем
дневнике: «...Я надел тот крестик впервые после крещения, бывшего
27 лет назад. Явный знак Божий. Во-первых: указующий, может быть приблизительно,
день моего крещения, - это радостно. Во-вторых: напоминающий слова
Христовы: возьми крест свой и следуй за Мною - это пока тягостно...
Воистину крестный день!». Тягостно ему было от осознания своей немощи,
а радостно от познания всемогущества Божия. Ибо все, что сеется в
уничижении, восстает в славе; и все, что сеется в немощи, восстает
в силе, а сила Моя совершается в немощи, — говорит Господь.
Крестный путь будущего мученика Христова начинался так. Игорь
усердно молился. Вначале он понуждал себя, но постепенно молитвенный
труд превратился в великую радость. Словно невидимый огонек воспылал
в сердце, и неутолимой жаждой усталого путника, чающего хотя бы глоток
воды, воспылала ревностью к молитвенному деланию его душа. Полюбилось
ему читать святоотеческие книги. Теперь он строго соблюдал посты и
часто посещал богослужения. Ему казалось, что и небо по ночам было
уже не таким, как прежде. Глубина и величие Премудрости Божией все
более отворялись пред его молитвенным взором. Пред ним открывалась
вечность - великая тайна Творца, давшего жизнь всему сущему.
«Душа неподвластна смерти, - рассуждал Игорь, познавая не только
умом, но и сердцем близость Господа. - Ни дед, ни отец, никто другой
из прежде отшедших от земной жизни людей не умерли. Они живы, ибо
душа бессмертна». Такие размышления все более и более укрепляли в
сердце будущего монаха страх Господень, который есть истинная премудрость,
и удаление от зла -разум. А страх Божий не терпит рассеянности ума.
Он поселяется лишь в том сердце, которое непрестанно памятует о Боге
и взывает о помиловании.
Чувство покаяния, сопровождаемое нередко обильными слезами, умиляет
и умиротворяет душу, чтобы она познала и вкусила, яко благ Господь.
Но затем бывает и умаление ревности. Подобно ухабам и огромным кочкам
на пути спасения вырастают скорби — как внешние, так и внутренние.
Иногда даже наступает состояние богооставленности. И все это попускается
Господом для того, чтобы человек прочувствовал, как плохо без Бога,
чтобы возлюбил Его и прилепился к Нему всей душой своею, чтобы непрестанно
искал Его и молился Ему день и ночь в покаянии и благодарении.
Многие друзья были удивлены перемене, происшедшей в Игоре. Кто
с улыбкой крутил пальцем у виска, кто начинал с любопытством расспрашивать,
а иные пытались убеждать в ненужности веры и религии.
Постепенно в команде привыкли к тому, что Игорь постится. Некоторые,
правда, беспокоились, что он ослабеет и не сможет играть. Ведь когда
соревнования приходились на Великий Пост, то Игорь вкушал только овсяную
кашу с курагой, да гречневую крупу, размочив ее предварительно в воде.
Однажды кто-то из друзей просил его оставить пост, чтобы были силы
для решающего матча, но Игорь, улыбаясь, ответил на это: «Главное,
чтобы были силы духовные». И истинность этих слов он подтвердил своей
решительной игрой.
После каждой игры, по вечерам, команда собиралась «отмечать» либо
победу, либо поражение. Игорь иногда мог выпить немного виноградного
вина, не упуская при этом случая рассказать какую-либо притчу о виноградной
лозе, или о том, что не вино укоризненно, но пьянство. «Само же вино
Господь заповедал применять в Великом Таинстве Евхаристии», - говорил
он. Но если был постный день, то Игорь твердо соблюдал его, и друзья
знали, что заставить Рослякова поступиться своей совестью просто невозможно.
За это его уважали.
Летом всю команду отправляли отдыхать на море, но Игорю не по
душе были эти земные утехи. Он поехал в Псковские Печеры, в древний
мужской монастырь, где прожил в качестве паломника около месяца. Здесь
впервые произошло его знакомство с монашеством, которое напоминало
ему могучее воинство Ангельских сил.
И чем более душа его познавала Бога, тем более он утверждался
в необходимости оставить спорт. Будучи к тому времени мастером спорта
международного класса, Игорь понимал, что все эти турниры и состязания
не могут принести пользы душе, ибо каждая игра сопряжена с множеством
страстей. Горделивое желание быть победителем, некоторая неприязнь
к сопернику, порою выливающаяся в гнев и злобу, сеет в душе смятение
и не может даровать ей покоя. Чтобы утвердиться в своих суждениях,
он обратился к архимандриту Иоанну Крестьянкину. Старец посоветовал
ему оставить спорт и идти в монастырь. Однако мать была против. «Монастырь
- дело хорошее, - говорила она, - но пусть туда идут другие». Сама
Анна Михайловна не отрицала существования Бога, но и не желала поститься,
посещать храмовые богослужения, и была очень недовольна тем, что сын
ее так «увлекается» религией. Это было для Игоря великой скорбью.
Но через терпение скорбей в душе его рождался благодатный мир, который
охранял сердце и ум от мятежных помыслов.
Игорь, где бы он ни был, никогда не стыдился осенять себя крестным
знамением. Но делал это скромно, не на показ. Однажды, уже будучи
иеромонахом, в одной из своих проповедей сказал: «Ложный стыд - это
последствие грехопадения. Когда Адам согрешил, то он, увидев свою
наготу, устыдился. Господь взывал к нему: «Адам, где еси?», но тот
вместо того, чтобы принести покаяние, спрятался от Бога по ложному
стыду. Теперь же, с пришествием Христа, сей срам разрушен, и мы имеем
дерзновение взывать к Богу: «Господи, где еси?», независимо от того,
где мы находимся, и в каком состоянии пребывает наша душа. Главное,
чтобы было покаяние».
«Евангелие - это уста Христовы, - писал он.
- Каждое слово Спасителя - это слово любви, смирения, кротости. Этот
Дух смирения, которым говорит с нами Спаситель, не часто является
нам, потому и Евангелие иногда непонятно, иногда не трогает нас. Но
постигается, открывается Дух Евангелия Крестом Христовым. Если увидим,
что где бы ни находился Христос, что бы он ни говорил, Он говорит
это с Креста, тогда открывается нам Дух Евангелия, Дух смирения, кротости,
бесконечной любви Господа к нам, грешным».
Теперь по ночам, вместо стихов, из сердца Игоря возносилась пламенная
молитва, которая сопровождалась множеством земных поклонов. Он, усердно
призывая Господа, с любовью, растворенной благоговением, лобызал крест,
повергался на лицо свое, потом вставал и долго воспевал псалмы. Затем
снова, с горячностью, которую возгревала в душе его благодать, кланялся
земно бесчисленное количество раз. «Мы сейчас не можем нести тех подвигов,
которые несли древние отцы, - скажет он позже, - но все равно мое
сердце на стороне того монашества. Иисус Христос вчера и сегодня и
во веки Тот же* (Евр. 13,8.). Нужно только положить доброе начало,
а Он поможет и даст столько сил, сколько необходимо. У каждого свой
крест, именно такой, какой он в силах понести, посему нам остается
лишь прилагать усердие и благодарить Бога за все».
Точно не расскажешь, что за время
- Может быть апрель, а может - май,
Зацветает лиственное племя
И печется сладкий каравай.
Первая Пасха
Пасха! Великий и радостный день Воскресения Христова. Веселие
райское, посещающее христиан однажды в год. Но для тех, кто проникается
таинством Воскресения, она бывает каждодневно и даже непрерывно. Она
приходит и исполняет сердца верных неописуемым веселием. Пасха - утешение
верных сердец, призывающая к умиротворению и благодарению.
Первый раз в своей жизни Игорь встречал праздник Христова Воскресения
в 1985 году в Свято-Никольском храме. Закончился Великий Пост, первый
сознательный пост в его жизни. Накануне праздника дома, в своей любимом
уголке, в котором теперь поселились иконы Спасителя и Божией Матери,
он с усердием читал правило ко Причастию. Непонятное волнение не покидало
душу. Очень хотелось, чтобы поскорее наступила Пасха, ведь он так
ждал этого дня!
И вот этот день наступил. Служба продолжалась всю ночь. Церковные
свечки, эти усердные предстательницы, освещали храм, наполняя благодатию
сердца верующих. А какое величественное зрелище представлял собою
Пасхальный крестный ход! Воистину Ангелы пели на небесах Воскресение
и Славу Христа Бога. До чего же знакомым показалось Игорю это Пасхальное
торжество! Не то ли это небо, которое с детства видел он по ночам
из окна своего дома? Не те ли это звезды, которые ему говорили о великой
мудрости Творца? Подобно звездному небу, усыпанному множеством мерцающих
огоньков, было это ночное шествие. Кто не знает сладости истинной
молитвы, тот не слышал пения Ангелов. Ибо его нельзя услышать явно,
оно отражается лишь в чистом сердце беззвучной мелодией неприступного
Божественного Света.
Остановившись у дверей храма, все на мгновение затихли. И вот
Настоятель громко провозгласил: «Христос Воскресе!» - «Воистину Вос-кресе!»
- дружно ответили собравшиеся. Какая неописуемая радость объяла всех!
Подобно свежеум теплому ветру налетела она и сбросила все печали и
скорби, горести и обиды. О, Пасха - веселие вечное, радость неземная!
Игорь вдохновенно пел со всеми воскресный тропарь Христос Воскресе
из мертвых». Ему хотелось поделиться радостью Воскресения Христова
с каждым человеком. Не раз приходилось ему испытывать радость, побеждая
на соревнованиях, но сейчас было иное чувство. Это была радость победы
веры и торжества любви Божией. Это было истинное воскресение души,
которое в жизни сей есть ни что иное, как соединение ее с Духом Святым.
Вдруг Игорь вспомнил, как однажды, когда он поздним вечером возвращался
с тренировки домой, Господь напомнил ему о Страшном Суде. В вагоне
метро было немноголюдно, и он, усевшись на скамейку, стал размышлять
о вечности. Внезапно поезд резко затормозил и остановился. Свет погас,
и наступила кромешная тьма. Страх охватил сердце. Надо сказать, что
Игорь занимался довольно жестким видом спорта - во время игры нередко
можно было получить от соперника сильный удар кулаком. Десь-то и необходимы
мужество и стойкость, чтобы не ответить ударом на удар и при этом,
не струсив, продолжить игру, атакуя ворота соперника. Игорь был очень
смел, так что часто игроки более сильные физически отступали пред
его решительностью. Но тут было другое. Ему на мгновение почудилось,
что свершилось Библейское пророчество о конце света. «Неужто и вправду
пришло время Страшного Суда? -подумал Игорь, - ведь сказано, что придет
внезапно день тот, как тать ночью, и застанет врасплох всех, живущих
на земле». Сердце от волнения забилось сильнее. «С чем приду к Тебе,
Господи? - взывала встревоженная душа, - что я сделал на земле достойного
оправдания и милости?» В памяти ярко вспыхнули картины прошлого. Все
проступки, и малые, и большие, вдруг отчетливо напомнили о себе. Но
тут что-то загудело, снова загорелся свет, и поезд тронулся.
Эту ночь Игорь провел без сна. Он размышлял о своей жизни и готовился
к исповеди, записывая вспомнившиеся ему в эти минуты грехи. На глазах
невольно появились слезы. Это были слезы радости обретенного покаяния
и благодарности Богу за Его великое милосердие.
И вот теперь здесь, во время Пасхального богослужения, Игорь увидел
духовными очами ту великую победу Христа над диаволом, то великое
мужество, данное христианам, которое побуждает их сражаться с врагом
спасения рода человеческого и побеждать. Побеждать не только подвигами,
но и покаянием. Ибо человеку свойственно падать. И воин, сражаясь
на поле брани, бывает побежден и сильно ранен. Но если он, даже и
будучи многократно побеждаем, не отчаивается, а снова и снова вступает
в бой, то увенчивается победой благодаря неотступности и мужеству.
В духовной же брани покаяние чудесным образом залечивает раны и укрепляет
душу, а также подает ей благодатную силу с радостью претерпевать все
находящие скорби и побеждать козни врага.
«Не унывать призваны мы, христиане православные, - скажет позже
в одной из проповедей иеромонах Василий, - но смотреть и видеть Господа,
Который идет впереди нас с вами и попирает Своими пречистыми стопами
все те скорби, которые враг для нас уготовал. Эти скорби уже попраны
Христом, они побеждены Им, и для нас уже есть возможность приобщиться
к той победе, к той радости и к тому веселию, которое нам даровано
Воскресением Христовым».
...После службы все разговлялись за праздничным столом. Игорь
ликовал как ребенок. Многие прихожане, которые еще не были знакомы
с ним, приметили этого веселого, плечистого парня. «Из поста надобно
выходить аккуратно, - шутил Игорь, - положите-ка мне еще парочку котлеток!».
Его безобидные шутки были исполнены детской веселости. Именно здесь,
за восемь лет до мученической кончины, кто-то впервые спросил Игоря
о его самом заветном желании, на что он, не задумываясь, ответил:
«Хорошо бы умереть на Пасху, под колокольный звон». И Господь услышал
его желание и сподобил Своего избранника Великого Торжества и Вечной
Пасхальной радости. Но сколь трудный и тернистый путь предстояло ему
еще пройти, неся свой нелегкий крест на Оптинскую голгофу!
Пусть под вечер бываю я грустен
Все гляжу и гляжу за забор,
На далекую Оптину Пустынь,
На высокий Введенский собор.
Оптина Пустынь
Дождавшись очередного отпуска, Игорь отправился в Оптину Пустынь.
Этот монастырь расположен в четырех верстах от древнего города Козельска,
известного своим героическим противостоянием монголо-татарам в 1238
году. Семь недель не могли покорить город воины Батыя. Христианский
подвиг любви очень правдиво отобразила древняя летопись. В ней говорится:
«...горожане сами о себе сотворше совет, яко не датися поганым, но
и главы своя положити за веру христианскую...» (Сборник Русских летописей,
т. 15, стр. 374).
Мужественно сражались жители города Козельска, полагая души свои в неравном
бою. По преданию, двухлетний князь Василька утонул в крови, никто из
горожан не сдался в плен, а оставшиеся в живых, в том числе женщины
и дети, сгорели в храме Успения Бо-жией Матери, построенном некогда
князем Юрием Долгоруким. На месте их погребения христиане окрестных
сел поставили каменный крест. Разъяренный же Батый прозвал город Козельск
злым городом. Он приказал сравнять его с землей и распахать. Впоследствии
город был восстановлен, но сведений о том, существовал ли уже монастырь
в период нашествия Батыя, не сохранилось. Есть предположение, что монастырь
возник в XV веке, и основан покаявшимся разбойником Оптой. Иные же относят
начало обители ко временам преподобного Кукши, просветителя вятичей.
Узнав о возрождении Оптиной Пустыни, Игорь загорелся желанием там
побывать. Он читал, что этот монастырь посещали Ф. М. Достоевский,
Н. В. Гоголь, К. Леонтьев, В. Соловьев, С. А. Ни-лус, братья Киреевские
и многие другие, что особенного расцвета достиг монастырь при Оптинс-ких
старцах, известных всему миру своей прозорливостью и духовной мудростью.
Со всего света стекались богомольцы к жи-воносному источнику духовной
благодати, получая врачевство для души и тела. Четырнадцать прославленных
всероссийских святых составляют Собор преподобных старцев Оптин-ских.
«О, созвездие небосвода иноческого, -писал Игорь впоследствии в своем
дневнике, -о, дивная стая орлиная; многосвещное паникадило храма Богородицы;
истинная гроздь винограда Христова - тако речем вам, отцы препо-добнии,
тако именуем и славим собор святых Оптинских».
Первым был прославлен в год тысячелетия Крещения Руси преподобный
Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков). Вскоре после его
прославления Игорь и приехал в монастырь.
«Радуйся, земля Оптинская... - напишет он позже, — Ангелами место
возлюбленное... Велия слава твоя! Красуйся, благословенная, и ликуй,
яко Господь с тобою!» Возрождение Оптиной он сравнивает с воскресшим
четырехдневным Лазарем, который был мертв, но ожил, был подвержен
тлению, но восстал для проповеди Христовой. Подобно ему был подвержен
разрушению и монастырь, но ныне воскрес для спасения многих душ.
Игорь так полюбил Оптину, что даже не хотел возвращаться домой,
но, не желая поступать по своей воле, обратился к одному из священников
и тот посоветовал ему все же съездить в Москву, чтобы успокоить мать
и рассчитаться с мирскими делами.
Дома Игорь объявил маме, что собирается оставить спорт и уехать
в монастырь поработать. Анна Михайловна подумала, что он устраивается
в монастырь журналистом, и не стала возражать. Игорь же решил поработать
Господу и, если это будет Ему угодно, принять монашество.
Вскоре после этого он снова приехал в Оптину Пустынь. Устроилось
так, что его поселили в хибарке старца Амвросия, на той половине,
где когда-то жил сам Старец. Проходя монастырские послушания, Игорь
разгружал кирпичи, убирал мусор, трудился в иконной лавке, читал в
храме Псалтирь, иногда дежурил на вахте, у монастырских ворот. Много
приходилось полагать трудов смирения и терпения, но будущий монах
не скорбел, а радовался, часто повторяя: «Мне должно трудить себя
за грехи своя».
29 апреля 1989 года, в Страстную Субботу, Игоря приняли в братию.
«Милость Божия дается даром, - писал он в своем дневнике, - но мы
должны принести Господу все, что имеем». Послушник Игорь без всякой
обиды и ропота переносил замечания и упреки. Он всегда был сосредоточен
на покаянном размышлении и бо-гомыслии, вспоминая страдания Христовы.
«Взять крест и пойти за Христом означает готовность принять смерть
за Него и пострадать, - говорил Игорь, - а кто имеет желание умереть
за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и скорби, поношения и
оскорбления».
Как-то раз приехала Анна Михайловна со своей родственницей навестить
сына. При встрече с Игорем она сильно огорчилась: его было не узнать,
- из крепкого и упитанного парня он превратился в худого, изможденного
постом и трудами послушника. Игорь встретил их у ворот в старой потрепанной
рабочей одежонке и проводил на ночлег в монастырскую Пафнутьевскую
башню. Анна Михайловна никак не могла успокоиться. Она долго уговаривала
Игоря оставить монастырь и уехать домой. Но он твердо решил стать
монахом и, памятуя слова Спасителя: никто, возложивший руку свою
на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия,
ответил отказом.
В простоте сердца принимал Игорь упреки матери и горячо молился
за нее. И Господь не оставил без внимания его искренних молитв: через
шесть лет после мученической кончины сына Анна Михайловна приняла
монашеский постриг с именем Василиссы.
Неисследимы пути души твоей,
Непостижимы тайны сердца твоего,
Преподобие отче Нектарие.
Но яко лучи пресветлыя словеса твоя.
Старец Нектарий
Радостное для Оптиной Пустыни событие произошло 16 июля 1989 года:
в селе Холмищи Тульской губернии были обретены святые мощи преподобного
Оптинского старца Нектария. Около шести часов вечера торжественная
процессия приблизилась к монастырским воротам. Игорь тогда дежурил
на центральной вахте и присутствовал при этом. «Мы встретили честные
останки отца Нектария, - записал он в своем дневнике, - переложили
их в гроб и перенесли в храм. Была отслужена Великая Панихида. Мощи
обнесли вокруг храма. Вечер был необыкновенный. Прозрачный, тихий,
лучезарный. В душе появилось ощущение Оптиной такой, какой она была
раньше, при старцах. Святость наполнила воздух. Было видно, как она
хранит силою своею мир и вся, яже в нем. В храме пели Вечную Память,
и у ворот, где я дежурил, было слышно...».
Когда-то, наставляя своих духовных чад, старец Нектарий говорил:
«В мире прошло число шесть и наступает число семь. Наступает век молчания...
Наступает время молитв». И велел заучить наизусть составленную им
молитву: «Господи, Иисусе Христе! Сыне Божий! Грядый судити живых
и мертвых, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни,
и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной
пустыне спасения Твоего». Эта молитва, да и само житие Преподобного
были созвучны душе послушника Игоря.
В древнем Патерике есть поучение одного старца, который сказал:
«Или беги, удаляясь от людей, или шути с миром, делая из себя юродивого».(*
Древний Патерик, гл. 8, стр. 143.) Так поступал и старец Нектарий.
Он всегда старался пребывать в своей келий, а когда это не удавалось,
то начинал немного юродствовать. Порой он надевал цветные кофты, носил
платки на голове, иногда на одной ноге у него был валенок, а на другой
туфля. Все это делал Старец для того, чтобы приучить себя не внимать
мнению мира. Ибо мнение мира порождает человекоугодие. «Душа не может
примириться с миром и утешается лишь молитвою» - говорил Преподобный.
Для Игоря утешением стала молитва Иисусова. Он постоянно упражнялся
в ней, возгре-вая в душе своей покаянное чувство. «Иисусова молитва
- это исповедь, - писал он, -непрестанная Иисусова молитва - это непрестанная
исповедь».
Как и преподобный Нектарий, он очень любил свою келью и старался
по возможности всегда пребывать в ней, оставляя ее лишь ради послушания
и посещения храма. Кто-то из братьев подметил, что ему бы надо в ту
Оптину, которая была сто лет назад, при старцах. В той Оп-тиной монахи
тогда пред Богом на цыпочках ходили. «И нам надобно ходить узкими
Христовыми тропинками», - говорил Игорь. Став монахом, он носил старую
рясу с заплатами на спине. На ногах - огромного размера кирзовые сапоги,
которые ему были велики. Когда он шел, то слышалось шарканье и грохот.
Иногда Игорь шутил, но шутки его были только внешние. Как-то раз,
будучи иеромонахом, он служил Литургию в храме преподобного Илариона
Великого. Там в алтаре на стене висели часы. Ранее здесь почти всегда
служил один ревностный молодой иеромонах. Он приучил пономарей перед
Литургией выносить из алтаря часы, дабы своим тиканьем они не отвлекали
от молитвы. Поэтому когда пришел служить отец Василий, его спросили:
- Батюшка, часы унести? Отец Василий недоуменно пожал плечами и
спросил:
- А зачем?
- Чтобы не мешали молиться. Отец Андрей (имя изменено) всегда благословлял
уносить их на время службы.
Батюшка улыбнулся и с любовью сказал:
- Ну, отец Андрей! Отец Андрей - старец, у него молитва. А у меня
одни только грехи.
Так шутки его были направлены на уничижение себя и в то же время
раскрывали козни лукавого, давая возможность и другим увидеть его
коварные сети. И преподобный Нектарий смиренно говорил о себе: «Я
- мравий, ползаю по земле и вижу все выбоины и ямы, а братия очень
высоко, до облаков подымается».
Старец Нектарий предсказывал, что после гонений Россия воспрянет
и материально будет небогата, но духовно окрепнет, и в Оптиной будет
еще семь столпов, семь светильников. Беседуя о нынешней жизни обители,
будущий отец Василий как-то сказал: «Внутренняя жизнь Оптиной - это
тайна или таинство. Ведь наша Церковь содержит семь Таинств, и на
этих Таинствах зиждется все. Допустим, всякое Таинство имеет какую-то
внешнюю окраску: совершаются молитвы, производятся какие-то действия,
но в это время в
Таинстве действует Сам Христос, невидимо и незримо. Именно Его благодатью
и совершается само Таинство. Такова внешняя и внутренняя жизнь Оптиной.
Вот вы внешнюю жизнь видите, а внутреннюю рассказать нельзя. Внутренняя
жизнь Оптиной Пустыни - Сам Христос. Только если мы приобщаемся к
Богу, мы можем понять эту внутреннюю жизнь, а по-иному она нам никак
не откроется. Я есмъ Дверь, - Господь говорит, - аще
Мною кто внидет и изыдет, и пажитъ обрящет. Вот эта дверь к внутренней
духовной жизни Оптиной - Христос».
После Пасхи Игоря переселили из старческой скитской хибарки в монастырский
братский корпус. А вскоре ему было поручено посл/шание летописца.
Перечитывая материалы, собранные к канонизации преподобных Оптинских
старцев, послушник Игорь с умилением сердечным вспоминал слова, сказанные
преподобным Нектарием, и тот чудесный вечер, когда в монастыре встречали
его святые мощи.
У Игоря был необыкновенный дар слова, благодаря чему он мог просто
и проникновенно описывать не только совершавшиеся событ№ но и внутреннее
состояние души. «Порою, когда стою в храме, - писал он, - душу охватывает
ощущение присутствия Божия. Тогда уже не иконы окружают меня, но сами
святые. Сошедшееся на службу, они наполнили храм, отовсюду испытующе
поглядывая на меня. Незачем отводить глаза от их ликов, прятаться
в темном уголке церкви. Угодники Божий смотрят не на лице мое, а только
на сердце. А куда спрятаться сердцу моему? Так и стою я в рубище беспомощности
и недостоинства своего пред их всевидящими очами.
Скверные мысли мои, страшась святых взоров, куда-то скрываются и
перестают терзать меня. Сердце, воспламеняясь огнем собственной порочности,
разгорается огнем сокрушения, тело как бы цепенеет, и во всем существе
своем, в самых кончиках пальцев, начинаю ощущать свое недостоинство
и неправду.
Взгляды святых обладают непостижимым всеведением. Для них нет в
душе моей ничего тайного, все доступно им, все открыто. Как неуютно
становится от мысли, что кому-то о тебе все известно! Как страшно
сознавать, что некуда спрятать себя, что даже тело не может утаить
сокровенных мыслей и чувств. Это сознание лишает душу беспечного равновесия:
нечестие и пороки перевешивают собственные оправдания и непонятная
тяжесть наваливается на сердце. Как бы от внезапной боли и тревоги
просыпается душа и осознает, что не может помочь сама себе, и никто
из людей не в силах помочь ей. Криком новорожденного она вскрикивает:
Господи, помилуй, не оставь меня. Все забыто, все исчезло, осталась
только просьба, мольба всего моего существа, души, ума, сердца, тела:
Господи, прости и помилуй! Немеет ум мой, сердце сжимается, а глаза
наполняются слезами покаяния».
Часть 2
|
|